2022-04-07 11:41:06 / Приоритет 2030

«Взрыв», управляющий хаосом! Профессор архитектуры Юлия Расулева о смысле «Уфимской имплозии»

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете реализуется много проектов лабораторий - участников стратегических проектов «Приоритет 2030». Один из них - методология «Уфимская имплозия» лаборатории изучения когнитивных процессов и коммуникаций урбанизированных сред. Это уникальная инновационная разработка архитектурно-строительного института (АСИ) УГНТУ в области управления контекстом пространства.

Рассказывает о ней автор имплозивных композиционных техник, профессор кафедры архитектуры, кандидат наук, заслуженный архитектор РБ Юлия РАСУЛЕВА.

              

- Юлия Викторовна, что такое «имплозия»? Что означает этот термин? И почему она - «Уфимская»?

- В переводе с английского «имплозия» («implosion») – это взрыв, направленный внутрь. В отличие от взрыва «наружу», который приводит к разрушению целостности, взрыв внутрь не разрушает ее, а перестраивает, реагируя на внешнее воздействие. Например, в физике, имплозия – это «обжатие вещества сходящейся концентрической взрывной волной». А в психоанализе – «страх разрушения собственной идентичности». В архитектуре такого понятия не было. Оно было рождено здесь, в Уфе, поэтому и «Уфимская имплозия».

                        

- Откуда пришла идея такого подхода к проектированию пространства?

- Эта идея пришла от моего учителя, научного руководителя моей кандидатской диссертации, профессора МАРХИ Вячеслава Ивановича Локтева. Вернее, «Уфимская имплозия» – это результат творческого переосмысления мною метода композиционного анализа Локтева применительно к предпроектному анализу территории. Вячеслав Иванович – автор теории архитектурного полифонизма. Полифония – это феномен гармонично организованного «многоголосья», когда «звучит» одновременно много всего, но хаоса нет, а есть управляемое динамичное целое. В «Уфимской имплозии» мы говорим о многоголосии контекста, о его физических, социальных, ментальных характеристиках и о том, как по-разному они воспринимаются, звучат одновременно и на равных.

                     

- Получается, что имплозия это про управление хаосом?

- Совершенно верно. У нее для этого есть свои, специально разработанные композиционные инструменты: прототип, процессор, протагонист, регуляторы, стадии имплозивного формообразования и другие. Перечень воспринимается гибридом технических, научных и художественных терминов, не так ли? Согласна, так и есть на самом деле. Особенность метода - сплавлять различные идеи, процессы, предметы, ландшафты в одну «проектную историю». По сути, метод возник, получил развитие и развивается сейчас как способ коммуникации и медиации в проектной деятельности, цель которой – глубинное взаимодействие с контекстом, выявление его идентичности и создание «образа будущего».

        

- Какие вехи развития «Уфимской имплозии» вы можете назвать?

- Безусловно, первой главной вехой можно считать книгу «Имплозия.Схемаформа», которая была выпущена в 2012 году. Затем последовала серия из семи теперь уже легендарных имплозивных воркшопов, где был создан Манифест Имплозии и заложены все направления дальнейшего развития метода (я называю это время - наш «The Beatles»). Наконец, в 2019 году моя ученица и коллега Дилара Кудашева защитила диссертацию «Формирование архитектурного замысла в контекстуальном проектировании на основе методологии «Уфимская имплозия». В диссертации был систематизирован более чем 25-летний опыт экспериментального имплозивного проектирования. В результате методология «Уфимская имплозия» получила теоретическое описание и была введена в научный оборот. Далее последовал полевой марш-бросок в г. Бирск с проектным фестивалем гостевого видения территории «Хазарский набег», который закончился победой во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Сейчас имплозивная методология активно развивается в рамках программы «Приоритет 2030» и «готовится» к своему цифровому будущему.

       

- Очень интересно! А как имплозивные методики применяются на практике? Где мы можем их увидеть?

- Все имплозивные методики интегрированы в учебный процесс бакалавриата и магистратуры. Есть специальные тематические направления курсовых дипломных работ и диссертаций, конкурсная практика. Как раз сейчас идет студенческий конкурс архитектурных концепций «Низкоуглеродный кампус УГНТУ», где авторы «сплавляют» воедино свое проектное видение, представления экспертов, контекст и мировой опыт архитектурного формообразования. После завершения конкурса мы планируем провести выставку работ!

                           

- Спасибо, Юлия Викторовна! Мы обязательно вернемся к разговору про «Уфимскую имплозию» в наших новых публикациях.

 

Беседовала Мария Зайнашева