2023-01-18 08:31:00

80-летию прорыва блокады Ленинграда посвящается…

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней. Это одно из самых трагических событий в истории человечества: более 600 тысяч человек умерло страшной голодной смертью в окружённом немецкими войсками городе, несколько сотен тысяч – в оккупированной нацистами области. После прорыва до полного снятия блокады оставался ещё целый год упорных боев, но у города появилась тонкая сухопутная связь со страной и надежда на скорую победу.

С ленинградской блокадой связаны биографии преподавателей и сотрудников УГНТУ. Среди них – дети блокадного Ленинграда.

Гоерун Качперунович Аязян впервые переступил порог Уфимского нефтяного 64 года назад, первокурсником. С 1963 года он трудился на кафедре «Автоматизация химико-технологических процессов» (ныне – «Автоматизация, телекоммуникация и метрология»). Гоерун Аязян внёс значительный вклад в развитие кафедры, был одним из инициаторов внедрения в учебный процесс современных программно-технических средств.

Среди его наград и знаков отличия особое место занимает нагрудный знак «Жителю Блокадного Ленинграда». 

В возрасте двух с половиной лет он был эвакуирован с бабушкой и отцом из блокадного Ленинграда в г. Туймазы. Он сохранил удостоверение с правом выезда из города на поезде №171 (вагон 20) до г. Ишимбая, датированное 20.07.1942 г. 

В 1942 г. из Ленинграда была эвакуирована в Поволжье Раиса Максимовна Хафизова, проработавшая в Уфимском нефтяном старшим лаборантом кафедры «Химия нефти и нефтехимического синтеза» почти 20 лет.

Детские воспоминания о жизни в осажденном городе навсегда остались в памяти Раисы Максимовны. В 1941 Рая Горелова (это девичья фамилия Раисы Максимовны) была маленькой девочкой. Лето 41-го всего лишь 8-е лето ее жизни. «Мы были на даче, вдруг самолёты стали летать, туда-сюда, говорят, война, война. В Ленинграде уже траншеи рыли. Нам даже было весело, мы помогали, бегали. В Летнем саду снимали скульптуры».

Первоклассница Рая плохо умела читать и писать, но вот что делать с фугасами и зажигалками, сброшенными с неба фашистами, знала на «отлично». «Больше зажигалок, чем фугасок, это не страшно – можно взять в варежках и бросить с крыши или в песок. Сирена завоет, мы идём в бомбоубежище. Дома горели, но их никто не гасил, воды не было. Зимой вообще кошмар – 41 градус, пока воду наберёшь, она вся застынет. Вверх не поднимешься. Ещё бомбят! Это не дай бог никому. Самая страшная зима была в 1942 году. Один раз нам было нечего есть. Мы взяли ремень, целых 12 часов его кипятили, потом эту воду пили. Ремень кожаный был и, по-моему, мы даже перестали плакать».

В октябре 1942 года Раису вместе с другими детьми эвакуировали из блокадного Ленинграда. «Вот здесь я плакала. Все время твердила: «Я к маме хочу». Они говорили, ну там же бомбы. «Ничего, я все равно с мамой буду!», – отвечала я. Около Горького мы плыли на пароходе. Три парохода было, с детьми, с красным большим крестом. Стали бомбить. Нас вывели на палубу - видят же, что дети стоят. Стали обстреливать на низком. Наш капитан не растерялся – проход под скалой – либо разобьёмся, либо живы будем. А два парохода так и разбомбили. Только игрушки плыли по воде...»

Татьяна Алексеевна Дроздова проработала в Уфимском нефтяном университете на кафедре геологии преподавателем более 50 лет. Ей было 4 года, когда началась блокада Ленинграда, и в памяти хранились воспоминания о тяжёлых днях военного детства. «Когда немец сковал Ленинград в блокадное кольцо, отец год как ушёл с ополченцами на фронт, мать ходила рыть окопы, помогала врачам. Во время бомбёжек мы садились поближе к входной двери и сидели, плотно прижавшись друг к другу, ожидая отбоя. Позднее в саду вокруг дома мы выкопали глубокую траншею и по сигналу воздушной тревоги прятались в ней… Нас неоднократно пытались эвакуировать, но транспорт попадал под жёсткую бомбежку, и мы в числе небольшой горстки оставшихся в живых возвращались назад. Эвакуировать нас удалось только 29 октября 1942 года через Ладогу по ещё не открывшейся ледяной трассе».

***

Оборона города на Неве стала символом беспримерного мужества и силы духа советского народа. В Уфимском нефтяном работали защитники и освободители Ленинграда: преподаватель кафедры «Проектирование и эксплуатация нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз» Мухамет Ахмадинурович Аитов; бухгалтер Нина Александровна Кирсанкина; учебный мастер военной кафедры Михаил Петрович Назаров; преподаватель кафедры истории КПСС Александр Николаевич Худяков; доцент кафедры начертательной геометрии Леонид Никонорович Червяков; преподаватель военной кафедры, начальник учебной части Семен Кононович Кузнецов.

Материал подготовлен ОЦ «Музей истории УГНТУ».